Налоговый учет передачи имущества в управление и его возврата

Первой операцией, насчет которой возникает вопрос о порядке ее налогового учета у сторон договора управления, является операция, связанная с передачей установителем управления (плательщиком налога на прибыль и НДС) имущества в управление управляющему (плательщику налога на прибыль и НДС) и операция, связанная с возвратом с управления такого имущества.

Налоговый учет по налогу на прибыль. Рассматриваемые нами операции относятся в налоговом учете к операциям с долговыми требованиями и обязательствами. Их учет осуществляется в соответствии с п. 7.9 Закона № 283. Так, в абз. 2 пп. 7.9.1 и абз. 2 пп. 7.9.2 Закона № 283, в частности, сказано: 1. Не подлежат налогообложению операции, связанные с получением (привлечением) в доверительное управление денежных средств или имущества, а также операции, связанные с получением обратно с управления такого имущества или денежных средств. Исходя из этого, управляющий не увеличивает свои валовые доходы на стоимость имущества и суммы денежных средств при их получении в доверительное управление от установителя управления. При этом у установителя управления (собственника имущества) не относятся в состав валовых доходов полученные с доверительного управления суммы денежных средств и стоимость имущества, ранее переданные управляющему.
2. Не подлежат налогообложению операции, связанные с возвращением с доверительного управления ранее полученных (привлеченных) денежных средств или имущества, а также операции, связанные с размещением таких денежных средств или имущества в доверительное управление. То есть управляющий не увеличивает свои валовые расходы на стоимость имущества и суммы денежных средств при их возвращении с доверительного управления установителю управления. Последний же не относит в состав своих валовых расходов суммы денежных средств и стоимость имущества, передаваемые им в доверительное управление управляющему.
Как видим, если передаются в доверительное управление денежные средства (имущество), которые потом возвращаются с управления в той же сумме (то же имущество в той же сумме), то для управляющего и установителя управления не будет никаких налоговых последствий по налогу на прибыль. Примером может послужить ситуация, когда управляющий привлекает денежные средства (1000,00 грн.) в доверительное управление, размещает их на депозитный счет в банке, а после окончания срока действия депозита получает обратно основную сумму (1000,00 грн.) и начисленные банком проценты (200,00 грн.). Так вот, привлеченные управляющим денежные средства (1000,00 грн.), при условии их возвращения с управления установителю управления в той же сумме (1000,00 грн.), не будут увеличивать валовые расходы и валовые доходы сторон договора управления (управляющего и установителя управления). Что касается выгоды в виде начисленных банком процентов (200,00 грн.), то порядок ее налогообложения будет рассмотрен в следующей публикации.
Указанные нормы налогообложения касаются только договора управления, который заверяет возникновение у управляющего права доверительной собственности на полученное в управление имущество от установителя управления (см. выше п. 1 перечня договоров). Это связано с тем, что в абз. 2 пп.7.9.1 и пп.7.9.2 п. 7.9 Закона № 283 при рассмотрении операций по управлению законодателями употребляется словосочетание "доверительное управление". Поэтому сторонам договора управления, который не удостоверяет возникновение у управляющего права доверительной собственности на полученное в управление имущество от установителя управления (см. выше п. 2 перечня договоров) следует:
1) или доказывать, что указанные нормы налогообложения касаются и их 5;
2) или воспользоваться для целей налогового учета по налогу на прибыль при передаче имущества в управление и его возврате абз. 3, пп. 7.9.1 и пп. 7.9.2 п. 7.9 Закона № 283.
Закон № 283 говорит о том, что имущество, предоставляемое по гражданско-правовым договорам, которыми не предусматривается передача права собственности на него другому лицу, не включается в валовые расходы. В то же время имущество, привлеченное по указанным договорам, не включается в валовые доходы. Договором управления не предусматривается передача прав собственности на имущество от установителя управления к управляющему, поэтому его сторонам можно воспользоваться этой нормой Закона № 283.

Несколько слов о порядке ведения налогового учета некоторых видов имущества, переданного в управление (основных фондов, ТМЦ). В Законе № 283 прямо об этом ничего не сказано. Учитывая же, что право собственности на имущество не переходит к управляющему от установителя управления, последнему не нужно:
- уменьшать балансовую стоимость соответствующей группы основных средств (то есть группы 2, 3 или 4) или же стоимость отдельного объекта группы 1 на стоимость основных средств, переданных в управление. При этом амортизацию, в соответствии со ст. 8 Закона № 283, начисляет в налоговом учете собственник основных средств, то есть установитель управления, и до тех пор, пока управляющий не продаст переданное ему в управление основное средство третьему лицу;
- включать стоимость ТМЦ, переданных управляющему, в состав убыли запасов в соответствии с п. 5.9 Закона № 283. Это связано с тем, что эти ТМЦ будут возвращены из управления (в том числе в составе готовой продукции, полуфабрикатов). Если же ТМЦ будут проданы управляющим третьему лицу, установитель управления должен учесть их стоимость в составе убыли запасов (по факту продажи ТМЦ).

НДС. Не подлежат обложению НДС операции, связанные с передачей имущества (в том числе денежных средств) в управление и возвращению указанного имущества его собственнику (установителю управления) из управления. Это связано вот с чем. В пп. 3.1.1 и пп. 1.4 Закона № 168 определено, что объектом налогообложения НДС являются операции по поставке товаров. В то же время к операциям по поставке товаров не относятся операции по передаче имущества в рамках гражданско-правовых договоров (в том числе договора управления), не предусматривающих передачу права собственности на такое имущество. Другими словами, налоговые обязательства и налоговый кредит по НДС не возникают у установителя управления в случае передачи имущества в управление и его получения обратно и не возникают у управляющего в случае привлечения имущества в управление и его возврата 6.
    1 В соответствии с п. 2 ст. 1033 гл. 70 ГКУ управляющим не может быть орган государственной власти и орган местного самоуправления (если иное не будет установлено законом).
    2 В соответствии со ст. 1036 гл. 70 ГКУ, если в договоре не указан срок его действия, он считается заключенным на пять лет. При этом по окончании срока действия договора одна его сторона (установитель управления или управляющий) должна подать другой стороне (установителю управления или управляющему) заявление о прекращении договора (или изменении его условий), иначе такой договор будет считаться продленным на указанный в нем срок и на указанных условиях.
    3 Управляющему (доверительному собственнику) в случае осуществления управления имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью следует руководствоваться требованиями Закона № 978-IV, Закона № 2664-ІІІ и ГКУ.
    4 Это утверждение имеет и исключения. Так в некоторых случаях установителем управления, кроме собственника имущества, может быть в соответствии со ст. 1032 гл. 70 ГКУ и иное лицо, а именно: опекунский совет, если собственником имущества является физлицо, место пребывания которого неизвестно или же которое признано без вести пропавшим; опекун или опекунский совет, если собственником имущества является малолетнее лицо или физлицо, признанное недееспособным; несовершеннолетнее лицо, но только при условии согласия родителей (усыновителей) или опекуна; опекун, в случае, если собственником имущества является физлицо, гражданская дееспособность которого ограничена.
    5 На практике бывает случаи, когда налоговые органы поддерживают эту точку зрения.
    6 Об этом речь идет также в пп. 3.2.1 и пп. 3.2.5 Закона № 168.

   Нормативная база
    1. ГКУ - Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
    2. Закон № 283 - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.
    3. Закон № 168 - Закон Украины "О НДС" от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР.
    4. Закон № 2664-ІІІ - Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" от 12.07.2001 г. № 2664-ІІІ.
    5. Декрет КМУ № 23-93 - Декрет КМУ от 17.03.1993 г. № 23-93 "О доверительных обществах".

 

Источник Дебет кредит